Ваш заказ
  1. Главная /
  2. Справочник /
  3. Электротехнический дайджест. Выпуск №2

Электротехнический дайджест. Выпуск №2

Как проверить исправность двигателя

Оценить исправность электрических компонентов асинхронного двигателя можно путем проверки обмоток статора.

Прежде всего необходимо проверить каждую из трех обмоток на обрыв. Для этого нужно найти их концы и прозвонить обмотки омметром — значения сопротивления должны быть одинаковы. В зависимости от мощности электродвигателя сопротивление может варьироваться от десятков Ом до долей Ома.

Второй важный шаг – убедиться, что отсутствует замыкание обмоток на корпус. Наконец, на третьем шаге нужно определить схему подключения («Звезда» или «Треугольник») и напряжение питания. После этого можно, выставив требуемые параметры защиты, проводить пробный пуск двигателя.

От чего зависит КПД асинхронного двигателя

КПД – это отношение полезной (механической) мощности к потребляемой мощности. Чем качественнее собран двигатель и тщательнее проработана его конструкция, чем лучше соблюдаются условия эксплуатации, тем выше эффективность привода.

На КПД в основном влияют следующие факторы:

  • Значение питающего напряжения и его асимметрия.
  • Нагрузка на двигатель. Наибольший КПД достигается при нагрузке от 75 до 100%.
  • Механические потери (трение в подшипниках, вращение крыльчатки обдува).

Другие параметры, влияющие на КПД, закладываются при проектировании и производстве двигателя, например, качество электротехнической стали для сердечников статора и ротора, сопротивление провода обмоток и проч. Значения КПД могут находиться в границах от 50% для маломощных двигателей до 97% для двигателей большой мощности.

Маркировка асинхронных двигателей

У разных производителей существует своя система маркировки электродвигателей, но есть и общие моменты.
Название. Трехзначное число (например, 160, 200, 280) – высота оси вращения (от центра вала до плоскости крепления). 2, 4, 6 – количество полюсов, определяющее скорость вращения выходного вала двигателя (2 полюса — 3000 об/мин, 4 — 1500 об/мин, 6 — 1000 об/мин).
Мощность. Всегда указывается механическая мощность. Потребляемая мощность рассчитывается исходя из КПД и cosϕ, значения которых также обычно указаны в маркировке.
Частота вращения. Указывается асинхронная частота с учетом скольжения. Например, 2940 для синхронной частоты 3000 об/мин.
IP – степень защиты от пыли и влаги. Чем больше цифры после этих букв (например, IP67), тем более защищенное исполнение имеет двигатель.

Как настроить автомат защиты двигателя

Важнейший параметр защиты электродвигателя – уставка тока срабатывания защиты, которая задается в тепловом реле или автомате защиты. При настройке этих устройств можно руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Выбор номинала автомата защиты зависит от значения номинального тока двигателя. Указанный на шильдике двигателя ток должен находиться в верхнем участке диапазона регулировки автомата.
  2. При включении двигателя на номинальную нагрузку после 10-20 минут прогрева следует плавно уменьшать уставку до тех пор, пока не сработает тепловой расцепитель.
  3. Далее необходимо увеличить уставку на 20-30% и запустить двигатель вновь.

Такой способ настройки оптимален с точки зрения быстродействия защиты, а также предотвращения механических перегрузок и перегрева двигателя. Для более точной настройки следует обратиться к время-токовой характеристике автомата защиты.

Заземление электродвигателя

Электродвигатель, как и любая электроустановка, должен иметь защитное заземление. Если выполнить его качественно, вероятность появления опасного потенциала на корпусе двигателя сводится к нулю. Тем самым обеспечивается защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении.

Для максимальной электробезопасности заземление двигателя производится одновременно двумя путями — через питающий кабель и через металлическое основание привода. Питающий кабель, кроме фазных проводников, должен содержать защитный проводник, подключенный к специальному зажиму в клеммной коробке. Заземление привода производится медной жилой или стальной полосой достаточного сечения.

Реле, контактор, пускатель – основные отличия

Эти три устройства широко используются в электротехнике и фактически выполняют одну функцию – коммутацию электрического тока путем замыкания и размыкания контактов.

Простейшее реле представляет собой катушку с проводом и контакты. При подаче напряжения на катушку контакты замыкаются. Однако к реле также относится целый ряд более сложных устройств, которые реагируют на изменение различных физических величин (ток, освещенность, время и т. д.). Контакты в них могут замыкаться либо размыкаться в разных вариациях, с задержкой или без.

Контактор предназначен для коммутации силовых электрических цепей и обычно имеет несколько силовых контактов с дугогасительными камерами. Пускатель — это совокупность устройств, содержащая контактор и устройства для защиты, пуска и останова двигателя.

Другие полезные материалы:
Частотный преобразователь и энергосбережение
Способы пуска асинхронного двигателя
Червячный редуктор: больший момент за меньшие деньги

Каталог
Остались вопросы?
Напишите нам, получите бесплатную консультацию по оборудованию!
Или позвоните по телефону +7 (812) 407-25-58