Оценить исправность электрических компонентов асинхронного двигателя можно путем проверки обмоток статора.
Прежде всего необходимо проверить каждую из трех обмоток на обрыв. Для этого нужно найти их концы и прозвонить обмотки омметром — значения сопротивления должны быть одинаковы. В зависимости от мощности электродвигателя сопротивление может варьироваться от десятков Ом до долей Ома.
Второй важный шаг – убедиться, что отсутствует замыкание обмоток на корпус. Наконец, на третьем шаге нужно определить схему подключения («Звезда» или «Треугольник») и напряжение питания. После этого можно, выставив требуемые параметры защиты, проводить пробный пуск двигателя.
КПД – это отношение полезной (механической) мощности к потребляемой мощности. Чем качественнее собран двигатель и тщательнее проработана его конструкция, чем лучше соблюдаются условия эксплуатации, тем выше эффективность привода.
На КПД в основном влияют следующие факторы:
Другие параметры, влияющие на КПД, закладываются при проектировании и производстве двигателя, например, качество электротехнической стали для сердечников статора и ротора, сопротивление провода обмоток и проч. Значения КПД могут находиться в границах от 50% для маломощных двигателей до 97% для двигателей большой мощности.
У разных производителей существует своя система маркировки электродвигателей, но есть и общие моменты.
Название. Трехзначное число (например, 160, 200, 280) – высота оси вращения (от центра вала до плоскости крепления). 2, 4, 6 – количество полюсов, определяющее скорость вращения выходного вала двигателя (2 полюса — 3000 об/мин, 4 — 1500 об/мин, 6 — 1000 об/мин).
Мощность. Всегда указывается механическая мощность. Потребляемая мощность рассчитывается исходя из КПД и cosϕ, значения которых также обычно указаны в маркировке.
Частота вращения. Указывается асинхронная частота с учетом скольжения. Например, 2940 для синхронной частоты 3000 об/мин.
IP – степень защиты от пыли и влаги. Чем больше цифры после этих букв (например, IP67), тем более защищенное исполнение имеет двигатель.
Важнейший параметр защиты электродвигателя – уставка тока срабатывания защиты, которая задается в тепловом реле или автомате защиты. При настройке этих устройств можно руководствоваться следующими рекомендациями:
Такой способ настройки оптимален с точки зрения быстродействия защиты, а также предотвращения механических перегрузок и перегрева двигателя. Для более точной настройки следует обратиться к время-токовой характеристике автомата защиты.
Электродвигатель, как и любая электроустановка, должен иметь защитное заземление. Если выполнить его качественно, вероятность появления опасного потенциала на корпусе двигателя сводится к нулю. Тем самым обеспечивается защита от поражения электрическим током при косвенном прикосновении.
Для максимальной электробезопасности заземление двигателя производится одновременно двумя путями — через питающий кабель и через металлическое основание привода. Питающий кабель, кроме фазных проводников, должен содержать защитный проводник, подключенный к специальному зажиму в клеммной коробке. Заземление привода производится медной жилой или стальной полосой достаточного сечения.
Эти три устройства широко используются в электротехнике и фактически выполняют одну функцию – коммутацию электрического тока путем замыкания и размыкания контактов.
Простейшее реле представляет собой катушку с проводом и контакты. При подаче напряжения на катушку контакты замыкаются. Однако к реле также относится целый ряд более сложных устройств, которые реагируют на изменение различных физических величин (ток, освещенность, время и т. д.). Контакты в них могут замыкаться либо размыкаться в разных вариациях, с задержкой или без.
Контактор предназначен для коммутации силовых электрических цепей и обычно имеет несколько силовых контактов с дугогасительными камерами. Пускатель — это совокупность устройств, содержащая контактор и устройства для защиты, пуска и останова двигателя.
Другие полезные материалы:
Частотный преобразователь и энергосбережение
Способы пуска асинхронного двигателя
Червячный редуктор: больший момент за меньшие деньги